Будущее — это цифровые технологии, системы объединения данных, которые будут использоваться для отслеживания и диагностики проблем в здравоохранении, сельском хозяйстве, легкой промышленности и окружающей среде, а также для выполнения повседневных задач. Технологии, функционирующие на основе анализа данных, будут способны обеспечить расширение прав и возможностей людей, улучшение благосостояния человека.
В декабре 2017 г. Президент РФ В. Путин одобрил решение правительства о создании до 2024г. национальной системы цифровой маркировки товаров на базе Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). Основная задача системы — повышение уровня безопасности россиян, борьба с контрафактом и некачественными аналогами.
Цифровая маркировка товаров — это автоматизированная система контроля товарооборота. Информация о каждой поставленной на учёт единице продукции сохраняется в базе данных.
На сегодняшний день обязательной маркировке в системе «Честный знак» подлежат следующие товары: шубы и меховые изделия; табак и никотиносодержащая продукция; обувь; парфюмерия; фотокамеры и фотовспышки; автомобильные шины; текстильная продукция; велосипеды.
«Честный ЗНАК» — это национальная система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров, Центра развития перспективных технологий, созданного для реализации глобальных проектов в цифровой экономике.
Как работает Честный ЗНАК, и из чего состоит процесс маркировки?
Процесс состоит из следующих этапов:
1. Участник оборота товара регистрируется в Государственной системе мониторинга товаров (ГИС МТ).
2. Производитель или импортер заказывают цифровой код в ГИС МТ и наносят уникальный код на товар.
3. По цифровому коду — коду маркировки фиксируется вся логистическая цепь, по которой перемещается предмет маркировки, — от завода до потребителя, от ввода в оборот до выбытия товара из оборота.
4. Код сканируется при продаже на кассе. В систему передаются сведения о выбытии продукции из оборота.
5. Используя мобильное приложение для цифровой маркировки товара, потребитель может проверить его легальность.
Центр развития перспективных технологий создает уникальный цифровой код Data Matrix и отправляет его добросовестным производителям и импортерам. Они наносят код на каждую упаковку своего товара. Через цифровой код можно проследить весь путь товара — от конвейера до онлайн-кассы, который выводит его из оборота. Система фиксирует переход товара от собственника к собственнику на каждом этапе логистической цепи, что делает невозможным вброс подделки.
Цифровой код, в отличие от обычной бумажной марки, сложно подделать. Данные о товаре невозможно удалить из системы или скорректировать благодаря отечественным криптотехнологиям. Код маркировки делится на две части: код идентификации, который определяет позицию товара в системе и едином каталоге товаров, и код проверки или крипто-хвост, который генерирует ЦРПТ. Серию уникальных кодов нельзя предсказать, а сам цифровой код не повторяется в течение 5 лет с момента выпуска товарной позиции.
Считав код, клиент увидит описание товара, цену, страну-производителя, срок годности, из какого материала изготовлен, возврат предыдущим владельцем в магазин (если таковой был), другую информацию, в зависимости от группы товара.
18 октября 2023 года подписано постановление, которое вносит изменения в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей в части осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением продавцами и владельцами агрегаторов обязательных требований к маркировке товаров и передаче информации о них в государственную информационную систему мониторинга «Честный знак». При этом в сферу такого контроля помимо стационарной торговой сети будут попадать и маркетплейсы, что позволит в равной степени выявлять и пресекать соответствующие недобросовестные практики, связанные с незаконным оборотом товаров как в сфере традиционной розничной торговли, так и в ее дистанционном сегменте, что безусловно будет способствовать повышению уровня правовой защищенности потребителей.